Вы уже знаете, что двигатель- один из основных и важнейших узлов автомобиля и является сложнейшим механизмом, но сегодня поговорим об одной необходимой детали, являющейся частью ГРМ- распределительном вале.
Нормальная работа двигателя напрямую зависит от точного и стабильного функционирования распределительного вала.
Распредвал обеспечивает впуск-выпуск тактов работы двигателя.
Сам ГРМ имеет нижнее или верхнее расположение клапанов, в зависимости от устройства и комплектации двигателя. В современных моторах чаще встречается второй тип, в силу того, что данная конструкция ускоряет и облегчает процесс обслуживания вала, в том числе и ремонт.
Как же работает распределительный вал?
Наиболее частое конструктивное расположение распредвала- в развале блока цилиндров. В действие его приводит зубчатая (в основном у грузовиков) или цепная передача коленвала. Вращаясь кулачки воздействуют на работу клапанов.
Данный процесс производится корректно только при строгогом соответствии с порядком работы цилиндров двигателя и фазами газораспределения.
Также кулачки распределительного вала и кривошипы коленчатого вала должны находиться в определенном положении относительно друг к друга.
Сколько распределительных валов в находится в двигателе?
Количество валов зависит от конфигурации двигателя.
Но на деле все, относительно, просто :
— Одна пара клапанов на цилиндр- один распредавал;
— По четыре клапана на цилиндр- два;
— V-образные и оппозитные -один распредвал в развале либо два, каждый из которых находится в головке блока.
Бывают и исключения, связанные с конструктивными особенностями двигателя (например моторы грузовых автомобилей), но сегодня не об этом.
Рабочий цикл двигателя.
Рабочим циклом двигателя- период разового открытия впускного и выпускного клапана. Обычно размер периода равен двум оборотам коленвала и одному обороту распредвала.
Основные неисправности.
Распредвалы являются так называемой «вечной деталью», то есть срок его службы рассчитан на полный срок службы авто и его поломки- проблема редкая.
Также иногда тяжело диагностировать проблему, так как признаки и симптомы поломок распредвала похожи на неисправности остальных систем двигателя.
Из-за дороговизны визуального осмотра распредвала стоит сначала исключить прочие неполадки, например ошибки топливной системы или системы зажигания.
Но стоит не забывать, что существует ряд проблем и поломок, сопутствующих его работе и поддающихся ремонту.
Сюда модно отнести:
— Износ рабочих элементов;
— Течь масла через сальник распредвала;
— Износ вкладышей;
— Смещение шестерни привода относительно метки в результате вытягивания цепи или повреждения ремня ГРМ (на легковых)
Течь масла видна при визуальной диагностике, а стук в районе распредвала говорит о износе вкладышей.
Эти неисправности должны быть устранены в кратчайшие сроки, поскольку дальнейшая эксплуатация двигателя может привести к серьезным повреждениям и, следовательно, серьезным тратам, вплоть до замены мотора.