Турбокомпрессор повышает мощностные показатели двигателя из-за применения энергии газов выхлопа. Это устройство выстроено из таких элементов как турбина и компрессор, колеса которых надеты на один вал. Выхлопной газ вращает турбинное колесо, по валу момент передается на компрессорное колесо, которое подает сжатый воздух в цилиндры двигателя. В процессе температура газов снижается на 100 С, а полученная от этого энергия увеличивает мощность двигателя. Турбина в двигателе Scania дает прирост мощности от 40 л. с. В статье разберемся, как выявить поломку, как произвести ремонт турбины Scania и стоит ли это делать в принципе.
Признаки неисправности турбины·
Снизилась мощность двигателя, упало давление турбонаддува.
· Поменялся цвет выхлопных газов: сизый, белый или темный дым.
· Появился гул, свист и другие нехарактерные шумы при работе мотора, турбины.
· Увеличился расход масла.
· Появились следы масла на свечах накала, внутри глушителя, внутри шланга к "интеркулеру".
· На крыльчатке появились сколы, трещины и другие повреждения.
Падение мощности мотора – это индикатор и других неисправностей: некорректной работы форсунок, утечек в "интеркулере", снижения давления топлива. Механики проводят последовательную диагностику этих узлов: если поломок нет, а двигатель «не тянет», то проблема в турбине.
Явный показатель неисправности турбины – продольный люфт на валу. Поперечный люфт допустим: благодаря ему турбина продолжает вращаться при высоких температурах, когда материалы расширились. А продольного люфта быть не должно: надавливаем на турбину – сдвигается, значит неисправна.
Причины поломок турбины
· Недостаток смазки.
· Попадание в турбину посторонних предметов.
· Моторное масло с загрязнениями.
· Некачественное масло.
· Редкая замена масла.
· Частые разгоны с непрогретым двигателем.
· Поездки с перегрузом.
При недостатке смазки увеличивается температура оси подшипников: с рабочих показателей 60-90C и до 400 С. Из-за этого ускоряется износ турбокомпрессора в целом, в первую очередь страдают прокладки турбин Scania. Далее на оси появляются трещины и деформации, ось «бьётся» и повреждает внешние части выпускного канала. Подшипники тоже изнашиваются быстрее, деформируются, лопатки ротора теряют баланс, задевают корпус изнутри и повреждаются.
В процессе эксплуатации внутрь турбины попадают камешки, ткани, песок, пыль, грязь и так далее. Посторонние предметы в разной степени повреждают турбинный ротор: деформируют, стачивают, вызывают трещины. Поврежденные роторные лопатки разбалансируют другие элементы турбины. Такой дисбаланс на высоких скоростях вращения приводит к серьезным поломкам.
Масло с загрязнениями царапает подшипники, грязь скапливается на оси и корпусе подшипника, на алюминиевых вкладышах. Загрязнения в масле появляются, когда оно недостаточно очищается фильтром, который выработал свой ресурс, но продолжает использоваться. Слишком густое масло при высоких температурах выгорает, обугливается – коксуется. Это приводит к протечкам, из-за которых масло попадает на ротор и мешает вращению.
Профилактика неисправностей турбин Scania
Опыт мастеров WorkTruck показывает, что рабочий ресурс турбин Scania составляет 1000000 км, после чего турбину стоит заменить. Чтобы не столкнуться с проблемами раньше, рекомендуется придерживаться следующих правил.
1. Своевременно менять воздушные фильтры, чтобы в компрессор не попадали загрязнения из масла.
2. Не экономить на масле и топливе – использовать качественные варианты.
3. Менять масло через установленные производителем промежутки или чаще, если автомобиль ездит с высокой нагрузкой или перегрузом.
Ориентироваться стоит на 7-8 тысяч км.
4. По возможности снижать нагрузки на двигатель и турбокомпрессор.
5. Прогревать двигатель перед стартом, особенно зимой.
6. Не глушить двигатель сразу после остановки. Если подержать его на холостых оборотах 3 минуты и больше, то мотор и турбокомпрессор будут охлаждаться постепенно, что снизит износ турбины в целом, особенно подшипников.
7. Следить за стабильностью показателей наддува.
Ремонт турбин Scania продлевает «жизнь» узла на 300000 км, не больше. На специализированных автосервисах турбины разбирают, избавляют от дефектов, заменяют поврежденные детали, отмывают остальные. После такой процедуры турбина выглядит новой, но зачастую не даёт ожидаемой прибавки мощности – наддув уже не тот.
Мастера WorkTruck рекомендуют в случае поломки менять турбину целиком: это дороже ремонта, но новая прослужит ощутимо дольше. Подобрать турбину на авто разборке непросто, но возможно. Оригинальные турбины для Scania делают Holset и Garrett, агрегаты других производителей покупать не стоит. Внешний вид – приближенный к новому, грязные и очевидно старые турбины долго не прослужат.
В WorkTruck в наличии турбины и детали для ремонта турбин Scania с большим остаточным ресурсом. Поможем подобрать нужный агрегат, проверим перед продажей, отправим по России и за рубеж – звоните и заходите в магазин на сайте.