Неисправности форсунок Scania приводят к появлению черного дыма, увеличению расхода топлива и плавающим оборотам двигателя. Распространенные поломки: прогорание уплотнительных колец, царапины, износ от загрязнений топлива и не только. Выход из строя одной из форсунок в дороге обычно не мешает дальнейшему движению – до автосервиса дотянуть можно как минимум. Но иногда имеет смысл проверить состояние форсунок самостоятельно.
При наличии прямых рук и ремкомплекта получится и самостоятельно заменить форсунки на Scania.
Ниже рассмотрим инструкции как снять форсунки на Scania 5 серии и как поставить их на место для трех топливных систем: HPI, PDE и XPI. Процесс несложный, но в отдельных случаях требуется специнструмент, например, если форсунка «прикипела» к креплению, понадобится съёмник.
Для монтажа новых или отремонтированных форсунок потребуется динамометрический ключ.
Топливные системы Scania 5 серии, особенно XPI, чувствительны к загрязнениям, поэтому снимать форсунки «в поле» не рекомендуется.
В процессе самостоятельной замены, чтобы частицы ткани, металла и других материалов не загрязнили систему, стоит учитывать следующие нюансы:
✓ Работать в чистом закрытом помещении. Не хирургически чистом, но без облаков пыли
✓ Используйте перчатки из безворсовой ткани.
✓ Не применять изношенный или хромированный инструмент.
✓ Очищать и прикрывать снятые элементы безворсовым материалом.
✓ Перед началом работы промыть двигатель горячей мойкой и обезжирить по необходимости.
✓ Полностью слить топливо. Из камеры сгорания при необходимости удалить насосом.
✓ Снимаемые детали маркировать, чтобы установить их на прежние места и не перепутать.
Как снять форсунки на Scania с HPI
Для демонтажа и замены форсунок на автомобилях Scania с топливной системой HPI не требуется специнструмент, только подходящие ключи и монтировка.
1. Снимаем крышку клапанного механизма.
2. Снимаем коромысла.
3. Снимаем траверсы привода клапанов.
4. Откручиваем болт держателя форсунки.
5. Снимаем держатель с форсунки.
6. Выкручиваем болт опорного кронштейна.
7. Снимаем кронштейн с головки цилиндров.
8. Подцепляем форсунку под пружиной монтировкой и снимаем.
Если форсунка не вытаскивается при небольшом усилии, проверяем, не прикипела ли. Важно не повредить посадочное место при демонтаже. Повторяем операцию для всех снимаемых форсунок. При необходимости на других цилиндрах аккуратно отгибаем трубки, маркируем, чтобы не перепутать.
Как поставить форсунки на Scania с HPI
При установке новой форсунки используем детали из ремкомплекта. Если ставим старую деталь обратно, то заменяем на уплотнительные кольца и медную шайбу на новые. Уплотняемые поверхности очищаем. Проверяем износ винтов креплений, при необходимости заменяем.
1. Смазываем уплотнительные кольца моторным маслом.
2. Устанавливаем форсунку в посадочное место и утапливаем до предела усилием руки.
3. Ставим скобу и заворачиваем болт.
4. Запрессовываем форсунку на место.
5. Затягиваем болт держателя. Метки на крышке головки цилиндров не связаны с затяжкой этого болта, на них не ориентируемся.
6. Устанавливаем опорный кронштейн.
7. Ставим траверсы привода клапанов. Следим, чтобы регулировочные винты коромысел были в верхнем положении.
8. Устанавливаем ось с коромыслами, проверяем расположение шлангов и траверсы привода клапанов. Момент затяжки винта оси коромысел: 40 Нм +40.
9. Регулируем зазоры и усилие закрывания форсунки.
Как снять форсунки на Scania с PDE
Для демонтажа форсунок на Scania с топливной системой PDE потребуется обратный молоток, съемник или подходящая монтировка и шестигранная торцевая головка 1⁄4, 5 мм с удлинительным стержнем. Если нет подходящей торцевой головки, некоторые умельцы приваривают к нужному шестиграннику трубу и используют её.
Как поставить форсунки на Scania с PDE
При установке старой форсунки, меняем уплотнительные шайбы и винт с буртиком. Шайба удерживается резиновой вставкой. Проверяем другие винты на признаки износа, при необходимости заменяем. При замене форсунки на новую, само собой, используем её комплект. Для затяжки потребуется динамометрический ключ и датчик угла для него.
1. Смазываем моторным маслом уплотнительные кольца на форсунке.
2. Устанавливаем скобу с винтом с буртиком на форсунку.
3. Ставим форсунку на место и опускаем усилием руки.
4. Затягиваем болт в 2 этапа. Момент затяжки болта держателя форсунки 20 Нм + 90 °. Довернуть на такой угол может быть непросто из-за ограниченного пространства.
5. Устанавливаем штанги толкателей в правильное положение, нижний конец штанги толкателя надежно фиксируем стопорным кольцом. Устанавливаем винты крепления оси коромысел в верхнее положение, если снимали коромысла более чем с одного цилиндра.
6. Устанавливаем оси коромысле. Винты затягиваем постепенно, чтобы моменты затяжки возрастали равномерно. Момент затяжки: 40 Нм + 40 °.
7. Подключаем клеммы электропроводов к форсунке. Следим за правильностью разводки. Слишком длинные провода крепим хомутом к электромагнитному клапану.
8. Закрываем клапан впуска воздуха и затягиваем полый болт.
9. Заполняем и прокачиваем топливную систему.
10. Регулируем форсунку.
Как снять форсунки на Scania с XPI
Топливная система XPI находится под давление до 3000 бар, поэтому перед демонтажом форсуном сбрасываем давление через программу SDP3 и работаем с защитой глаз и в перчатках. Перед сбросом давления считываем, сохраняем и устраняем все коды неисправностей. Потребуются подходящие ключи, ветошь и съемник или монтировка. Соединение высокого давления и форсунку после снятия рекомендуется убирать в пластиковый мешок, форсунку дополнительно обернуть безворсовой тканью.
1. Чтобы сбросить давление в секции высокого давления кладем ветошь на гайку одного из трубопроводов и аккуратно отворачиваем гайку.
2. Снимаем верхнюю часть клапанный крышки.
3. Отсоединяем «жгут-компонент» от форсунки.
4. Проверяем чистоту вокруг гайки соединения топливопровода высокого давления. Участок вокруг должен быть чистым, при необходимости очищаем. Недопустимо попадание грязи в топливную систему.
5. Снимаем топливопровод соответствующий форсунке. Заглушаем концы трубопровода.
6. Откручиваем гайку соединения высокого давления.
7. Снимаем соединение высокого давления. Заглушаем концы.
8. Откручиваем болт держателя форсунки.
9. Отводим держатель в сторону.
10. Поддеваем форсунку съемником или монтировкой. Цепляемся за канавку, не поддеваем под клапанную секцию.
11. Снимаем форсунку. Учитываем, что разъёмы на ней легко повредить ударами.
12. Достаём уплотнительную шайбу из головки цилиндра, если она осталась там.
Как поставить форсунки на Scania с XPI
При установке новой форсунки используем уплотнения и другие детали из комплекта. Если ставим старую форсунку проверяем её на повреждения, особенно на разъёмах «жгут-компонент», на наконечнике и в соединении высокого давления. Надеваем новые уплотнительные шайбы, кольцо, смазываем моторным маслом. Записываем код в нижней строке текста на форсунке, он понадобится для калибровки.
Перед монтажом проверяем соединение высокого давления – «морковку». Смотрим, чтобы не было повреждений, внутри отверстия нет загрязнений и объектов. Меняем уплотнительное кольцо и смазываем новое моторным маслом. Проверяем нет ли повреждений на держателе форсунки и топливопроводе высокого давления. Очищаем посадочное место форсунки и отверстие соединения высокого давления. Гнездо форсунки вытираем насухо.
1. Устанавливаем держатель на форсунку.
2. Ставим форсунку в гнездо и свободно прижимаем.
3. Совмещаем отверстие держателя с отверстием в головке цилиндра.
4. Затягиваем болт держателя усилием руки.
5. Устанавливаем соединитель высокого давления в посадочное место штифтом вверх.
6. Ставим гайку соединения высокого давления и затягиваем усилием руки.
7. Затягиваем болт форсунки и гайку высокого давления с моментом 20 Нм.
8. Окончательно затягиваем болт форсунки и гайку высокого давления с моментом 56 Нм.
9. Ставим топливопровод высокого давления и затягиваем гайки от руки.
10. Затягиваем гайки с моментом 38 Нм.
11. Ставим зажимы трубопроводов.
12. Подсоединяем жгут проводов к разъему «жгут-компонент» и затягиваем с моментом 2 Нм.
13. Ставим крышку, затягиваем с моментом 18 Нм.
14. В SDP3 вводим код для форсунки в блок управления. Сбрасываем параметры адаптации количества топлива.
Рекомендуем обратиться в автосервис, если нет подходящего инструмента.
1. Снимаем крышку.
2. Разгружаем пружины клапанов, поочередно ослабляя винты оси коромысел. Не наклоняемся над двигателем, так как возвратная пружина форсунки может выскочить.
3. Снимаем ось коромысел.
4. Отсоединяем провода от форсунки, используем торцевую головку.
5. Откручиваем винт удерживающей скобы.
6. Поворачиваем форсунку против часовой стрелки до упора.
7. Выворачиваем один из винтов крепления нижний секции крышки, чтобы удобно поставить обратный молоток.
8. Ставим обратный молоток под корпус электромагнитного клапана ближе к форсунке. Не располагаем молоток прямо под клапаном, чтобы не повредить его.
9. Снимаем форсунку с помощью обратного молотка. Если заклинит, несильно ударяем резиновой киянкой по корпусу электромагнитного клапана.
10. Достаём уплотнительную шайбу из посадочного места форсунки, если она осталась там.
aj
Завершающие операции
После замены форсунок и любых работ, связанных с разгерметизацией топливной системы HPI, PDE и XPI, необходимо провести следующие операции.
• Запустить двигатель и проверить на наличие протечек.
• Подождать пока двигатель будет работать устойчиво и равномерно.
• Потом проверить наличие кодов неисправности в памяти блока управления и сотрите их с помощью SDP3.