Сыпучий груз – это однородный материал, который имеет свойство сыпаться: под уклоном или от ветра. Эти материалы транспортируют в мешках, контейнерах или без тары – в самосвалах и цистернах. Условно сыпучие грузы разделяются на промышленные и пищевые.
Типы сыпучих грузов
К промышленным относятся сыпучие грузы, используемые в строительстве, химической и другой промышленности. Песок, уголь, удобрения, грунт, щебень – знакомые примеры. Среди промышленных сыпучих грузов встречаются опасные, например, некоторые удобрения. О правилах перевозок опасных грузов – в отдельной статье.
Пищевые сыпучие грузы – это зерно, сахар, соль, мука. По названию понятно, что это вещества, которые употребляются в пищу. Среди них также попадаются опасные. Например, зерновые в закрытой таре преет, нагревается и может загореться.
Насыпные и навалочные грузы – другое условное разделение. Насыпные грузы не требуют дополнительной техники на разгрузке – высыпаются их поднятого кузова самосвала. Навалочные грузы разгружаются специальной техникой. Насыпные грузы по структуре однородны, а в навалочных встречаются куски или гранулы разного размера. Из-за неоднородности навалочные грузы с большей вероятностью сдвигаются от внешних воздействий в таре или кузове – могут высыпаться на повороте или частично переместиться в кузове при торможении.
Также сыпучие вещества разделяют по размеру частиц: пылеобразные, гранулы и кусковые. Чаще всего встречаются сыпучие грузы с частицами размерами 0,1-10 мм, но бывают исключения.
О перевозке поконкретнее
Как упоминалось, сыпучие грузы по автодорогам перевозят в спец. транспорте: самосвалах и цистернах. Допускается перевозка навалочных сыпучих грузов в бортовых прицепах, но обычно в таре, а не навалом. Тара и автомобиль в зависимости от типа груза должны отвечать ряду требований.
Пищевые сыпучие грузы провозятся в чистых мешках, кузовах или цистернах. Нельзя везти сахар в кузове, испачканном в удобрениях или цистерне сразу после бензина. Само собой, тару и кузов чистят и перед перевозкой промышленных материалов, но в случае пищевых грузов очистка кропотливее – вплоть до дезинфекции.
В зависимости от груза при перевозке требуется вентиляция, определённый температурный режим и так далее. Зерно без доступа воздуха преет и портится. Уголь и торф нельзя перегревать, чтобы не загорелись.
При перевозке в мешках или контейнерах, тара надёжно закрепляется. Перед рейсом грузоотправитель и водитель проверяют целостность тары, кузова, фургона и цистерны. Для сыпучих грузов используются закрытые фургоны или прицепы с тентами.
Цистерны для перевозки сыпучих грузов оборудуются насосами на погрузку и разгрузку. Форма и материал цистерн варьируется в зависимости от груза. Иногда они оборудуются подъёмным механизмом, как у самосвалов.
Цистерны и фургоны используют на дальних перевозках сыпучих грузов, когда требуется сохранность в течение долгого времени. При этом для погрузки и разгрузки требуются оборудованные площадки и вспомогательные механизмы, машины.
Перевозка сыпучих грузов самосвалами распространена больше, чем другие типы, особенно в строительной отрасли. Самосвалы разгружаются без дополнительной техники и не требуют специальных площадок. Перевозка на самосвале эффективна, когда груз нужно доставить напрямую к месту назначения, а не на сортировочный склад.
Потеря сыпучих грузов
Кузов самосвала загружается до обозначенного на нём уровня. Не допускается транспортировка сыпучих грузов «с горкой», чтобы они не рассыпались по дороге. Также кузов закрывается тентом, чтобы груз не выдувало ветром и встречными потоками воздуха. Перевозка навалочных и насыпных грузов в самосвале без тента допускается только на короткие расстояния, например между объектами на одной стройке или в одном карьере.
Перед перевозкой сыпучих грузов водитель проходит инструктаж, специализированное обучение не требуется. За нарушение требований к транспортному средству и условиям перевозки предусмотрены штрафы для водителя и транспортных компаний.