Лайфхаки по работе с КПП

Лайфхаки по работе с КПП

Лайфхаки КПП Скания

Советы ниже взяты из инструкции к автомобилю Scania, которая поставляется вместе с тягачом. Практика показывает, что водители редко читают эту инструкцию, из-за чего не знают простых способов упростить рабочий процесс.

 

Общие моменты – для начинающих дальнобойщиков

 

  • На стоянке рычаг КПП оставляем в нейтральном положении.
  • Во время буксировки двигатель должен работать. Если нет возможности завести двигатель, снимаем карданный вал, иначе повредится КПП.
  • Для переключения на заднюю и пониженную передачу, выжимаем сцепление и ждём 5 секунд, прежде чем включать передачу. За 5 секунд валы в КПП замедлятся – в этом случае уменьшится износ синхронизаторов.
  • Чтобы продлить срок работы сцепления, на гружёном тягаче стоит трогаться с первой передачи нижнего ряда демультипликатора. На пустом автомобиле можно трогаться со второй низкой или второй высокой по желанию.

 

Пониженная передача

 

Пониженная или ползучая передача – это маневровая передача вперёд с похожим передаточным отношением, что и задняя. Нужна для манёвров в узких местах, чтобы отпустить педаль сцепления и ехать на низкой скорости. В тяжёлых условиях пониженная передача не поможет – вылезти из грязи, так как на ней отсекается часть мощности.

 

Например, на «ползучке» передаточное число 16, а двигатель выдаёт 2500 оборотов. Получается, на пониженной передаче должно передаваться 2500*16 = 40000 Н*м. Но на карданный вал с КПП выходит нагрузка не более 29000 Н*м, поэтому часть мощности теряется, и смысла от пониженной передачи в сложных условиях нет.

 

Демультипликатор и делитель

 

Переключать передачи с включением демультипликатора разрешено только в нейтрали и на скорости ниже 30 км/ч. Переключение без нейтрали увеличивает износ КПП, передачи включаются тяжелее.

 

При включении демультипликатора на скорости выше 30 км/ч активируется блокировка переключения рядов. Блокировка предусмотрена для того, чтобы защитить двигатель от превышения частоты вращения. При «перекруте» мотора страдает клапанный механизм, что приводит к капитальному ремонту движка.

 

Когда водитель переключает передачу с включением демультипликатора, желательно удерживать рычаг в нейтральном положении не меньше 1,5 секунды. КПП при переходе через нейтраль каждый раз подаёт сигнал на переключение демультипликатора – передвижение эпицикла. Передвигается эпицикл воздухом через поршни, процесс занимает 1 секунду.

 

Например, демультипликатор в верхнем положении, а водитель переводит его в нижнее – воздух подаётся в поршни, эпицикл в нейтральном положении сдвигается. Если демультипликатор был в верхнем положении, и водитель оставил его в нём же, просто переключил передачу, то воздух подаётся в поршни, но эпицикл не сдвигается, нагнетённый воздух сбрасывается.

 

Неисправность демультипликатора часто выражается в том, что «выбивает» передачи. Если в таком случае водитель выжимает сцепление, переводит рычаг в нейтраль, включает передачу, и машина едет – повредился демультипликатор. Необходимо ехать на ремонт, иначе велика вероятность поломки КПП целиком.

 

Делитель переключается каждый раз, когда водитель нажимает педаль сцепления. Если выбило передачу, но рычаг остался на месте – это признак неисправности делителя. Если в этом положении водитель выжимает сцепление, и автомобиль едет, значит делитель неисправен.

 

Блокировка рядов демультипликатора – что делать

Блокировка рядов демультипликатора

Переключение рядов демультипликатора блокируется при нескольких видах неисправностей, например, при поломке датчика скорости. На дисплее отображается ошибка, ряды не переключаются. В этом случае доехать до сервиса поможет следующий способ.

 

  • Глушим автомобиль полностью.
  • Включаем зажигание, рычаг КПП в нейтрали.
  • Выбираем нижний ряд демультипликатора в течение 10 секунд после включения зажигания.
  • В этом случае ряд включится. Получится также и переключиться на верхний ряд.
  • На светофоре глушим автомобиль и так же включаем нижний ряд в течение 10 секунд после зажигания.

 

Аварийный режим Limp Home – как переключиться и поехать

 

Аварийный режим Limp Home поможет доехать до сервиса, если КПП перестала переключать передачи из-за неисправности датчиков: механическая часть работает, но один или несколько датчиков вышло из строя.

 

В режиме Limp Home коробка передач передаётся в ручное управление водителю, независимо от показаний датчиков. То есть, передачи нужно переключать корректно, чтобы не повредить КПП механически.

 

Активация Limp Home для двухпедального и трёхпедального Opticruise.

 

  • Глушим автомобиль.
  • Переводим рычаг Opticrusie в нейтральное положение. Убеждаемся, что на дисплее появилось отображение режима N.
  • Отводим рычаг Opticruise от руля и удерживаем в этом положении.
  • Удерживая рычаг, включаем зажигание и ждём сигнала зуммера – пока пикнет приборная панель.
  • Отпускаем рычаг и сразу снова отводим его в направлении от руля.
  • На дисплее появится индикация NL – аварийный режим активирован.

 

Движение в аварийном режиме для двухпедального Opticruise (без педали сцепления).

 

Как упоминалось выше, в аварийном режиме КПП игнорирует датчики, поэтому «не понимает», в каком положении автоматическое сцепление.

 

  • Поворачиваем кольцо на рычаге Opticruise в положение в положение D.
  • Автоматически выбирается самая низкая возможная передача трогания. Процесс занимает 3-5 секунд: каждое переключение передачи занимает 1 секунды, а КПП на нейтрали.
  • Переключаемся в ручной режим М, выключаем стояночную тормозную систему.
  • Нажимаем педаль газа до конца, но не до положения kickdown.
  • Включаем стартер, машина трогается.
  • На текущей передаче раскручиваем мотор до максимума и переключаемся на более высокую передачу. Это поможет включить передачу при механических повреждениях КПП.
  • Если передача не включается, пробуем следующую.

 

Из-за механических повреждений КПП автомобиль может не тронуться на автоматически выбранной низкой передаче. В этом случае глушим автомобиль и снова активируем режим Limp Home. В аварийном режиме пробуем тронуться на другой передаче. На одной из передач машина поедет.

 

Движение в аварийном режиме для Opticruise с педалью сцепления.

 

  • Выжимаем педаль сцепления и не отпускаем.
  • Выбираем движение вперёд или назад.
  • Если выбрано движение вперёд, автоматически выбирается высшая передача.
  • Выбираем подходящую низкую передачу трогания, не отпуская сцепление.
  • В зависимости от повреждения КПП, те или иные передачи могут не работать, отображение на дисплее может быть неточным.
  • Отпускаем сцепление.
  • Нажимаем газ и трогаемся на выбранной передаче.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.