Шины отвечают за контакт грузовика с дорогой. От них зависит управляемость, проходимость, тормозной путь и расход топлива. Грузовые шины при должной эксплуатации ходят от 70 до 180 тысяч километров. Срок службы зависит от самих покрышек, условий работы и стиля вождения.
Рассмотрим, какие шины для грузовых автомобилей бывают, и как их выбирать. В том числе разберёмся, как узнать год выпуска шин, и что означают цифры на шинах. Начнём с классификации.
Классификация – грузовые шины: виды
На тягачи Scania 5 и 6 ставятся грузовые шины диаметром 22,5 дюйма. Посадочный размер обода стандартизирован: покрышки размером 22,5 дюйма подойдут не только на Scania, но и на тягачи других европейских марок. На внедорожной технике Scania, типа карьерных самосвалов, встречаются шины диаметром 20 и 24 дюйма.
На грузовиках Scania в России встречаются летние и всесезонные шины. Зимние ставят только на севере – в регионах со сложными дорожными и внедорожными условиями. В центральной полосе водители и перевозчики чаще отдают предпочтение всесезонной резине.
Шины для грузовиков классифицируются по строению, месту установки и условиям эксплуатации. По строению выделяют радиальные и диагональные – отличаются прокладкой корда в шине. На технику Scania ставят только радиальные покрышки, поэтому диагональные рассматривать не будем.
По месту установки
По месту установки грузовые шины разделяются на рулевые, ведущие, для прицепов, универсальные и специальные.
Рулевые шины устанавливаются на колёса рулевой оси. В маркировке присутствует буква F. Задача этих колёс – направлять движение автомобиля, им не нужна повышенная проходимость, «цепкость» и так далее. Поэтому рисунок протектора рулевых шин состоит из продольных бороздок.
Ведущие шины устанавливаются на колёса ведущей оси или осей, если их несколько. Маркируются буквой D. Ведущие колёса приводят автомобиль в движение, им нужно прочное сцепление с поверхностью. Поэтому на этих шинах присутствую продольные и поперечные канавки.
Шины для прицепов и полуприцепов называют «батонами». Маркируются буквой T. На колёса полуприцепа приходится большая нагрузка, поэтому шины на них ставятся шире, чем на сам тягач. Протектор этих колёс выполнен с учётом основной задачи – минимизировать сопротивление качению.
Универсальные шины подходят для установки любую ось. В маркировке присутствует буква Z. Водители нередко приобретают их ради экономии. Комплект универсальных шин дешевле, чем комплект из ведущих и рулевых. Ставят поэтапно: новые покрышки на рулевую ось, походившие – на ведущую.
Специальные шины разработаны для спецтехники: строительных и карьерных самосвалов и тому подобных машин. Это шины с усиленным профилем, повышенной прочностью и проходимостью в зависимости от задач.
По условиям работы
В зависимости от условий работы грузовику требуются разные шины. На рынке десятки вариантов рисунков протектора, прочности и состава шин. Их разделяют на группы: шоссейные, региональные, городские, строительные и внедорожные.
Разделение отчасти условное, например региональные и городские не сильно отличаются. Но при выборе шин стоит ориентироваться на эти группы. Симметричный направленный узор протектора распространён на всех типах шин – он универсальный. Но встречаются и другие варианты.
- Шоссейные. Предназначены для дальних перевозок: международных или через всю страну. Задача таких шин – обеспечивать достаточную скорость, сохранять управляемость и снижать расход топлива. Повышенная проходимость от них не требуется. В рисунке протектора преобладают продольные канавки: распространён ассиметричный ненаправленный тип. Встречается ассиметричный направленный тип – со стрелкой, которая указывает, как правильно установить колесо.
- Региональные. Ориентированы дороги, менее ровные, чем шоссе. На протекторе региональных шин больше поперечных канавок: встречаются симметричные направленные и ассиметричные направленные варианты.
- Городские. Рассчитаны на частое торможение и разгон. Должны быть более износостойкими, чем шоссейные. Но высокая проходимость также не требуется.
- Внедорожные. Рассчитаны на повышенную проходимость. По сравнению с шоссейными, региональными и городскими внедорожные шины прочнее, шире, с более «цепким» протектором.
- Строительные. Основное требование – повышенная прочность. Самосвалы на стройках и в карьерах постоянно наезжают на твёрдые и острые предметы – шины должны «пережить» это.
Маркировка – обозначения на шинах
Производитель размещает на шинах информацию о назначении шины, дате производства и других параметрах.
В маркировке типа 315*80*R*22.5 отражены основные параметры шины:
- Первая группа цифр – ширина протектора, беговой дорожки, в миллиметрах. В примере – 315.
- Вторая группа цифр – высота протектора в процентах от ширины. В примере – 80% = 252 мм.
- Буква R обозначает, что шина радиальная. У диагональной этой буквы в маркировке нет.
- Последняя группа цифр – посадочный диаметр в дюймах. В примере – 22,5 дюйма, стандартный размер для Scania.
Узнать год выпуска шины можно по обведённым овалом цифрам. Это два двухзначных числа: неделя изготовления и год выпуска. Например, «1421» означает, что шина изготовлена в апреле 2021 года.
Другие параметры, на которые стоит обратить внимание:
- Индекс нагрузки. Две цифры через косую черту. Первая – это допустимая нагрузка с одним колесом, вторая – с двойным.
- Индекс скорости. Одна буква: D, E, F, G, J, K, L, M, N или P. Значения – в таблице ниже. Если буквы нет, считается, что максимальная допустимая скорость – 110 км/ч.
Бренды грузовых шин
Водители и владельцы грузовиков нередко разделяют грузовые шины на Michelin и остальных. Опыт показывает, что покрышки Michelin крепче и ходят дольше, чем варианты других производителей.
Другие популярные и проверенные производители: Bridgestone, Goodyear, Continental, Yokohama. В настоящее время набирают популярность отечественные шины Кама и варианты китайских производителей.
Проблемы с шинами: как не пропустить и избежать
Шины изнашиваются и повреждаются в процессе эксплуатации. Грузовые автомобили постоянно в пути, поэтому и на шины нагрузка повышена.
- Износ. Протектор постепенно стирается. Недопустимый износ – когда виден корд. На протекторе предусмотрены цифры-маркеры для определения степени износа. Об этом – далее.
- Неравномерный износ. Из-за неправильной работы подвески шина может изнашиваться «волнами» – это видно, когда смотришь на шину «в профиль».
- Износ «срезом». Заторможенные колёса на полуприцепе стираются с одной стороны, так как не крутятся.
- Грыжа. Вздутие на боковой части шины. Изредка бывает на рабочей поверхности. Ездить с грыжей нельзя – это слабое место, которое в любой момент может порваться. Подробнее про грыжу на шинах – в отдельном материале.
- Недостаточное и избыточное давление. Недокачанные шины изнашиваются быстрее, как и перекачанные. Нередко проблемы с неправильным давлением появляются из-за неисправного манометра.
Сколько должно быть давление в шинах? Зависит от места установки, точные данные – в документации на шины и автомобиль. Водители усредняют и накачивают шины грузовиков до 8 атмосфер – это универсальный и проверенный вариант для тягачей.
Перед каждой поездкой рекомендуется проверять все шины на грузовике. В том числе использовать манометр, если шина выглядит недокачанной или перекачанной. Таким образом получится избежать проблем на дороге. Проколы и грыжи видны при визуальном осмотре – главное, не пренебрегать им.
Как выбрать шины на разборке
Б/у грузовые шины имеет смысл покупать после внимательного осмотра и проверки. Покрышки после ремонта использовать не стоит, даже если они выглядят хорошо. Не забываем, что на одну ось ставятся одинаковые шины, это касается и степени износа.
Износ б/у шин определяем поэтапно:
- Осматриваем с внешней и внутренней стороны – нет ли заплаток.
- Осматриваем протектор – нет ли одно стороннего износа.
- Смотрим, не нарезана ли шина – проверяем маячки износа.
- Смотрим, не наварена ли шина.
- Проверяем остаточный ресурс протектора глубиномером или штангенциркулем. На глубиномере допуск обозначен. На штангенциркуле должно быть не меньше 1,6 мм.
Нарезка – это углубление протектора по всем линиям. Таким образом продлевают срок службы шин и скрывают следы износа. На нарезанной шине не видны маячки износа, зато видны следы болгарки или регрувера.
Маячок износа – это цифра на протекторе. На одном уровне с ней на боковине должен быть треугольник или маркировка «TWI». Находим сбоку маркер, смотрим по нему, есть ли цифра-маячок. Если маячка нет – шина нарезана, брать не стоит.
Наварка – это «приваривание» протектора поверх износившегося. Если шина наварена в специализированной мастерской, то она какое-то время ещё отходит. В хороших мастерских наваривают протектор вулканизацией с соблюдением нужных условий. В плохих – кое-как.
Непрофессионально наваренный протектор в дороге может сдвинуться относительно шины, даже оторваться. Поэтому лучше не стоит покупать наваренные шины.
Наварка определяется по штампу мастерской или наплыву резины. В сервисах по навариванию на готовую шину сбоку ставят штамп. Если штампа нет, то наваренную шину выдаёт наплыв сбоку – он частично закрывает название бренда или другие заводские штампы.
Вместо заключения – малоизвестные факты о шинах в Европе и СССР
В СССР был способ продления «жизни» шин – кольца на покрышки. Резиновые кольца надевались на шины: для бездорожья одни, для шоссе – другие.
Водитель съезжает с магистрали на бездорожье. Останавливается, слегка спускает давление в шинах, надевает на них кольца для бездорожья – и едет дальше без опасений. На шинах предусмотрены пазы для колец, поэтому трудностей при замене не возникало.
В Европе принято нарезать и наваривать шины. Таким образом водители экономят средства и улучшают экологию, ведь шины выкидываются реже.
Протектор износился – владелец нарезает его в специализированной мастерской и ездит дальше. Когда и нарезанный протектор исчерпал ресурс, шины наваривают в оборудованном сервисе. На таких шинах автомобиль ходит ещё несколько тысяч километров. И только после этого шины заменяются на новые.