К опасным относятся грузы, которые угрожают людям, животным, природным ресурсам и зданиям из-за своих свойств. Взрывчатые вещества, кислоты, яды и так далее – от литиевых батареек до динамита и радиоактивных отходов. В классификации ООН перечислено более 3500 опасных веществ и предметов, и список пополняется.
Опасные вещества используются в промышленности, медицине и повседневной жизни. Даже газовые зажигалки считаются опасным грузом, поэтому перевозка таких веществ и предметов необходима.
Для того чтобы опасный груз не нанёс урона во время рейса, требуются особые условия, которые отличаются в зависимости от типа вещества и других факторов. Условия, ограничения, требования и особенности для всех типов опасных грузов регламентированы в законодательных актах.
На территории России действует Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов – сокращённо ДОПОГ. В соглашении перечислены те самые 3500 опасных составов, которые допустимо перевозить, и условия для их безопасной перевозки.
Кроме ДОПОГ транспортировка опасных грузов подчиняются общим правилам перевозок и постановлениям правительства РФ.
Ссылки на документы:
◉ ДОПОГ Том 1
◉ ДОПОГ Том 2
◉ Федеральный закон по автомобильным перевозкам N 127-ФЗ
◉ Страница с документами по перевозкам грузов, в том числе опасных
Классы опасных грузов
В ДОПОГ 3500 опасных грузов объединены в 9 классов:
1. Взрывчатые вещества и изделия;
2. Газы, в том числе сжатые, сжиженные и растворенные под давлением;
3. Легковоспламеняющиеся жидкости;
4. Легковоспламеняющиеся твердые вещества, самовозгорающиеся вещества, вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой;
5. Окисляющие вещества и органические пероксиды;
6. Токсичные (ядовитые) вещества и инфекционные вещества;
7. Радиоактивные вещества;
8. Едкие и (или) коррозионные вещества;
9. Прочие опасные вещества и изделия.
Классы разделены на подклассы. Для каждого класса и подкласса в ДОПОГ прописаны условия перевозки.
Для отдельных веществ предусмотрены особенности, но общие правила включают:
◉ Требования к автомобилю;
◉ Маркировка груза;
◉ Обучение водителя;
◉ Требования к таре;
◉ Требования погрузке — разгрузке;
◉ Описание совместимости грузов;
◉ Список необходимых документов.
Требования к автомобилю, таре, процессу погрузки — разгрузки
Требования к автомобилям различаются в зависимости от конкретного опасного груза. Транспортное средство либо изначально проектируется для таких перевозок, либо модернизируется, чтобы соответствовать требованиям.
Основное правило – груз должен быть надёжно изолирован и не должен вступать в реакции с материалами цистерны, фургона или тары. Материал тары зависит от перевозимого вещества – соответствует классу опасности. Тара должна быть прочной, герметичной, устойчивой к внешним воздействиям, жаре и влаге.
В фургоне или цистерне груз изолируется от источников тепла и электричества. Внутренние фонари закрываются решётками, а к электропроводке предъявляется ряд требований: от максимального напряжения до крепления жгутов проводов и заземления.
Опасный груз должен быть плотно зафиксирован, кузов фургона должен быть изготовлен из прочных огнеупорных материалов. Цистерны надёжно закрепляются и заполняются до безопасного уровня. В соседних отсеках цистерны нельзя провозить вещества, вступающие в реакцию друг с другом.
Автомобиль оснащается набором вспомогательных инструментов, знаков и минимум одним противооткатным упором. Фургон или цистерна окрашивается в определённый цвет и маркируется. Устанавливаются дополнительные жёлтые лампы с отдельным источником питания. Допускается только один прицеп.
При погрузке и разгрузке нельзя бросать контейнеры с опасным грузом. Иногда требуется соблюдать температурный режим, носить защитную одежду и так далее. За это отвечает грузоотправитель и получатель. Водитель и сопровождающий следят за соблюдением требований.
Автомобили, которые постоянно перевозят опасные грузы, каждые 6 месяцев проходят технический осмотр. Для перевозки определённых типов взрывчатых материалов и веществ в цистернах требуется специальное свидетельство о допуске, которое выдаёт ГИБДД.
Маркировка опасного груза
Фургон или цистерна с опасным грузом, как и тара, маркируется в соответствии с ДОПОГ. Табличка-маркер – это ромб, состоящий из двух треугольников: в верхней части графическое обозначение, в нижней – класс и подкласс, либо дополнительная информация. Наполнение и цвета табличек отличаются в зависимости от груза, но регламентирована.
Например:
Взрывчатые материалы с опасностью взрыва массой
Изделия чрезвычайно низкой чувствительности
Легковоспламеняющиеся газы
Токсичные газы
Вещества, способные к самовозгоранию
Органические пероксиды
Радиоактивные материалы
Таблички выполняются из огнестойких материалов. Если в случае ДТП возник пожар и сопровождающие документы сгорели, прибывшие пожарные ориентируются по табличке с маркировкой, так как не для всех опасных веществ подходит стандартный метод тушения.
Требования к водителям
Для допуска к перевозке опасных грузов водитель проходит специальное обучение. Сначала изучает базовый курс, затем дополнительный в зависимости от класса груза, с которым будет работать. К обучению допускаются водители с непрерывным стажем не менее 3 лет. По результатам выдаётся свидетельство.
Кроме водителя в кабине может находиться только сопровождающий или второй водитель, которые также прошли специальное обучение.
Маршрут движения согласуется с надзорными органами и владельцами дорог. Опасные грузы перевозятся предпочтительно по трассам, с минимумом заездов в населённые пункты, вдали от заповедников и охраняемых территорий. Если проезда через город не избежать, маршрут прокладывается вдали от больниц, культурных заведений и мест скопления людей. Отклонения от маршрута согласовываются.
Документы, которые должны быть у водителя:
◉ Лицензия на провоз конкретного груза;
◉ Свидетельство о прохождении ТО;
◉ Сертификат о допуске к работе с опасными грузами;
◉ Маршрутный лист;
◉ Разрешение от ГИБДД при необходимости.
При перевозке опасных грузов водителю нельзя:
◉ Превышать скорость;
◉ Отклоняться от маршрута;
◉ Резко стартовать и тормозить;
◉ Курить в автомобиле или около него;
◉ Обгонять автомобили, которые двигаются быстрее 50 км/ч;
◉ Буксировать другие автомобили;
◉ Отлучаться от транспортного средства без необходимости, оставлять его на неохраняемых стоянках.
При перевозке легковоспламеняющихся грузов нельзя заправляться на АЗС. Водитель оставляет автомобиль не ближе, чем в 50 метрах от заправки и заливает топливо из канистры.
При ДТП водитель следует инструкциям, которые получает перед рейсом. Главное – быстро проинформировать аварийные службы, выставить предупреждающие знаки и не подпускать посторонних. Также водитель сообщает в местный орган внутренних дел о поломке в дороге, если не успевает самостоятельно устранить её за 2 часа.
Штрафы
При отсутствии необходимых документов, дополнительного инвентаря, невыполнении требований к транспорту и к условиям перевозки опасных грузов предусмотрены штрафы. Размер штрафа варьируется в зависимости от нарушения:
◉ 1-2,5 тысячи рублей или лишение прав на 4-6 месяцев для водителей;
◉ 10-20 тысяч рублей для должностных лиц;
◉ 150-500 тысяч рублей и задержание автомобиля для юридических лиц.
Перевозка опасных грузов без спецтранспорта и документов
Как упоминалось, даже зажигалки относятся к опасным грузам. Разумеется, чтобы возить в кармане зажигалку, разрешение не требуется. Требования не распространяются на перевозку топлива в баках и так далее.
Кроме того, в ДОПОГ прописаны условия для перевозки опасных грузов в ограниченном количестве. В этом случае не понадобится ни переобучение водителей, ни оборудование грузовика – только особая маркировка на транспорте:
Также в ДОПОГ установлены «освобождённые количества» опасных грузов. Для таких перевозок водитель проходит обучение, соблюдаются требования к упаковке. Но не понадобятся: особые разрешения, согласование маршрута и так далее. Такие грузы маркируются: