Рулевое управление любого грузовика-весьма сложная система, позволяющая водителю, управляющему транспортерным средством задавать направление, придерживаться его и изменять его, посредством преобразования угла поворота руля в пропорциональное изменение положения ведущих колес. Управляемость грузовиком во многом зависит именно от этой системы и любые, даже самые незначительные нарушения и неисправности снижают ее, что, учитывая внушительные габариты, вес и особенности строения грузовика, становится проблемой и очевидной опасностью.
При исправном и грамотно работающем рулевом управлении, изменение. Траектории движения не требует больших усилий и производится достаточно быстро.
Данная система выполняет основные задачи:
- Связь между управляющим транспорта и колесами (особенно заметно при поворотах и на кочках/в колеях и тд.)
- Сохранение заданного курса за счет самовозвращения колес.
- Исключает появление бокового скольжения.
В строении рулевого управления выделяют из трех основных узлов :
1. Рулевой механизм — замедляющая передача, преобразовывающая вращение вала рулевого колеса во вращение вала сошки. Этот механизм увеличивает прикладываемое к рулевому колесу усилие водителя и облегчает его работу.
2. Рулевой привод — система тяг и рычагов, совокупно с рулевым механизмом производящая поворот автомобиля.
3. Усилитель рулевого привода (ГУР/ЕУР-не на всех автомобилях) — узел, применяемый для уменьшения усилий, необходимых для поворота рулевого колеса.1 из 2
Рулевое управление популярных Европейских производителей грузовиков позиционируется как надежный и долговечных механизм, но опытные водители всегда обращают внимание даже на любой сбой в его работе. В первую очередь они думают об основных характерных признаках поломок системы, таких как:
- подтекание масла из картера;
- появление посторонних звуков при движении по небольшим кочкам;
- текущий насос, ГУР и подводящие к ним шланги;
- заедание руля, в том числе и эпизодическое;
- увеличение люфтов;
- пропадает усилие на рулевом колесе в центральном положении;
- угол поворота руля не соответствует углу поворота колес. Автомобиль «бросает» по дороге;
- самопроизвольный поворот рулевого колеса;
- вибрация рулевого колеса при движении.
Выделяют несколько основных причин появления вышеперечисленных неисправностей:
- Крайне неудовлетворительное качество дорог;
- Нарушение правил эксплуатации (нарушение периодичности обслуживания, применение некачественных запчастей и рабочих жидкостей);
- Неквалифицированное обслуживание и ремонт системы;
- Предельный срок службы системы.