Во время транспортировки в прицепе или полуприцепе грузы в обязательном порядке закрепляются. Незакреплённые коробки, контейнеры и другие грузы могут в дороге повредиться или повредить стенки прицепа. Тяжёлые и твёрдые грузы могут ранить или убить водителя в ДТП. Причина – инерция на поворотах, во время разгона и торможения.
Строго говоря, инерция не смещает предметы, а удерживает их в положении, в котором они были до начала движения. Из-за инерции груз в прицепе стремится сместиться:
- При разгоне предметы в прицепе откатываются назад. Чем быстрее разгон, тем больше вероятность, что груз сместится к задней стенке фуры.
- На поворотах инерция «толкает» предметы в сторону внешней по траектории стенки. Поворачиваем налево – груз сдвинется к правому борту и наоборот.
- Во время торможения грузы сдвигаются вперёд. При резком торможении тяжёлые предметы могут пробить переднюю стенку прицепа и кабину.
Инерционные силы действуют во время ускоренного и равномерного движения, поэтому груз необходимо закреплять всегда. Сценарий, когда водитель плавно стартует, едет рейс на стабильной скорости и плавно тормозит, в реальности невозможен. Но даже в этом сценарии незакреплённый груз будет сдвигаться под действием инерции.
Общие правила крепления грузов перечислены в законодательных актах о грузовых перевозках. Также водители и перевозчики ориентируются на международные нормативы.
Правила крепления грузов основаны на физике и логике. Основная идея – равномерно распределить нагрузку по платформе прицепа или полуприцепа и надёжно закрепить все предметы.
- Крупные и тяжёлые грузы располагаются на продольной оси симметрии в центре кузова. Также учитывается количество и расположение осей.
- Допустимая нагрузка не должна превышаться: общая и на каждую ось.
- Однородные предметы укладывают в равное число ярусов.
- Лёгкие и небольшие грузы ставятся на более тяжёлые и крупные – самые тяжёлые снизу.
- Длинномерные грузы, например трубы, разных размеров размещаются по аналогичной логике: длиннее снизу, короче – сверху. В одном ряду располагаются предметы одинаковой длины.
- Предметы в прицепе располагаются так, чтобы во время разгрузки не создавалось повышенных нагрузок на оси. Особенно важна очерёдность разгрузки при транспортировке сборных и попутных грузов. Кстати, об этих типах грузоперевозок мы писали ранее.
Типы крепления грузов
Груз закрепляется так, чтобы в процессе транспортировки он не повредился и не повредил окружающим. Выделяют три типа крепления: прижим, растяжка, блокировка. Рассмотрим их подробнее.
Прижимное крепление
Груз прижимают к платформе ремнями, верёвками или цепями, благодаря чему он не сдвигается с места во время движения. Прижим увеличивает силу трения, которая компенсирует инерцию. Для увеличения силы трения грузы ставят на нескользящие ковры, маты или поддоны, а потом прижимают крепежом.
Прижимные ремни используются чаще, чем верёвки или цепи, так как они с меньшей вероятностью повредят закреплённый груз. Ремни производятся из прочных и эластичных синтетических материалов, которые прочно удерживают груз, но не ломают коробки. С другой стороны, цепями стоит закреплять только прочные металлические грузы, например, трубы. Картонная коробка повредится, если прижать её цепью.
Прижимные ремни также называют рэтчетами. Их материалы, длина и крепежные механизмы стандартизированы, поэтому для разных грузов получится подобрать подходящие ремни. Рэтчеты предназначены только для крепления, поднимать и подвешивать на них груз запрещено.
Перед закреплением груза необходимо проверить состояние ремней: степень износа, повреждения и так далее. Рэтчеты не натягиваются на острые углы, не перекручиваются и не завязываются в узлы.
Ремни перекидываются через груз и закрепляются снизу на платформе в отверстиях или петлях. Один предмет прижимается минимум двумя ремнями. Чем габаритнее и тяжелее груз, тем больше требуется рэтчетов. Типы крепления также бывают разные:
- Последовательное расположение ремней. Два и больше ремней накидываются поперёк груза один за другим.
- Крест-накрест. Ремни также накидываются сверху и попарно перекрещиваются.
- Петля. Такой тип крепления подходит для грузов без углов: цистерн, катушек и так далее. Два ремня закрепляются в двух точках, а не в четырёх, как в предыдущих методах. Важно, чтобы крепление выдержало увеличенную нагрузку.
- Шпринт. Ремни накидываются не верхнюю переднюю и заднюю стенки груза так, чтобы препятствовать смещению вперёд и назад, соответственно. В этом случае обязательны дополнительные блокировки распорками, уголками и так далее.
Крепление растяжками
Груз растягивается четырьмя ремнями в разные стороны, как будто разрывается. Таким образом предмет фиксируется по всем направлениям. Важно, чтобы ремни были натянуты под одинаковым углом с одинаковой силой и не касались острых выступающих углов.
Растянутые ремни занимают дополнительное место по сравнению с креплением прижимом. Но фиксация растяжкой надёжнее. Если планируется рейс по плохим дорогам, с высокими подъёмами, спусками и так далее, то имеет смысл крепить груз растяжками.
Крепление блокировкой
Грузы размещаются вплотную друг к другу и блокируются распорками, уголками, колодками и так далее. Часто метод используется в качестве дополнительного. Пространство между грузами также заполняется для надёжного крепления.
Распорки ставятся между бортами спереди и сзади груза. Металлические распорки крепче и легче. Деревянные дешевле, но тяжелее. Кроме того, дерево искривляется при намокании и высыхании.
Пневматические мешки вставляются между грузами и надуваются, чтобы заполнить пространство. Мешки лёгкие, в сдутом виде занимают мало места, а поставить и надуть их может один человек. При этом мешки надёжно фиксируют предметы. Удобны для крепления бочек и других грузов без углов.
Дополнительные крепёжные средства
Грузы закрепляют сетками, когда прижим ремнями может повредить товар или упаковку. Принцип тот же: сетка накидывается сверху, растягивается и крепится к дну платформы.
Пленка дополнительно фиксирует сыпучие грузы. Применяется термоусадочная и растягивающаяся плёнка. Подробнее о сыпучих грузах – в отдельной статье.
Как лучше закрепить груз?
Практика показывает, что для надёжной фиксации груза нужно комбинировать методы крепежа. Коробки ставят на поддоны и нескользящие маты, фиксируют ремнями и блокируют уголками или распорками, а дополнительно прокладывают надувными пакетами. В зависимости от дороги, дальности рейса и характера груза требуется совмещать два и более типа крепления. Это тот случай, когда лучше перестраховаться. Главное – не превышать допустимую нагрузку.